«Перезагрузка» по Обаме – это тактический ход  
6 ноября 2009 г. в 10:48

Существует два проекта мирового переустройства, которое традиционно ассоциируется с позицией Демократической партии и Республиканской партией США. Традиционно у нас считается, что различия не столь велики, но тем не менее в выработке новой архитектуры миропорядка они существенны. Целевая установка у обоих проектов одна и та же: установление мирового порядка с гегемонией США. Но модель и стратегия этого построения несколько различаются.

Модель, которую традиционно представляет Демократическая партия и в рамках которой и стоит рассматривать внешнеполитические инициативы Обамы, – это модель унифицированного мира, единого мира, сетевого устройства, при котором различия цивилизаций стираются.

Вторая модель, которая была представлена Бушем и была до этого, заключалась в создании иллюзии цивилизационной множественности. Один проект глобализации в унифицирующем значении, второй проект, оборотная сторона медали, - это локализация с разграничением, с делением духовно интегрированных сил человечества на какие-то отдельные субъекты. Поэтому «перезагрузка» по Обаме – это стратегически определенный ход, это тактика, которая связана с Демократической партией США, и не стоит себя обманывать, что Россия вдруг станет другом Соединенных Штатов Америки и как-то принципиально, в стратегическом таком измерении изменятся эти отношения.

Читать далее

Помимо национальных интересов, есть цивилизационная миссия  
23 октября 2009 г. в 13:56

Само по себе название «Содружество Независимых Государств» – довольно странное. Обычно в названии союза указывается какой-то интеграционный принцип, на основании чего, собственно, происходит объединение. Здесь же в названии этого объединения подчеркивается принцип независимости. Подразумевается независимость друг от друга, а вообще (в еще большей степени) - независимость от России.

Возникает вопрос, ради чего, собственно, было объединяться, если декларативный принцип (независимость) выдвинут в качестве основы. Если перекинуть мост с нашего предыдущего разговора о создании империй, то, в принципе, мы посмотрим, что на постсоветском пространстве внедряется концепт гражданской нации или государства-нации. Все без исключения государства оперируют именно этим концептом гражданской нации. При такой постановке вопроса говорить о каком-то интеграционном процессе не приходится. Это несколько диссонирует с мировыми трендами.

Мы говорили в прошлый раз о создании государств-цивилизаций. Государства СНГ взяли прямо противоположный концепт. Сейчас часто оперируют понятием «национальные интересы». Ссылаются на английское высказывание, сказанное и Дизраэли, а потом повторенное другими английскими политиками: «Нет у Англии постоянных друзей и врагов, есть постоянные интересы». Но помимо национальных интересов, есть еще цивилизационная миссия.

Читать далее

Можно говорить о формировании империй нового типа  
9 октября 2009 г. в 16:57

Сейчас, по сути дела, существует несколько силовых геополитических центров, которые осуществляют реальную политику в мире. Не все государства являются субъектами геополитического воздействия. Это позволяет говорить о формировании новых империй нового типа, может быть, не со столь жесткими рамками, как это было в традиционном обществе. Сейчас развиваются информационные технологии, и управленческие связи могут быть более мягкими и более совершенными. Но смысл от этого не меняется.

Восстанавливаются новые империи, и государства не упраздняются, а приобретают новый формат. В этом плане Европа в последний период исходящей фазы модерна находилась как придаток американской цивилизации, а сейчас есть определенная попытка восстановления европейской цивилизационной системы. Анализ ценностей, который был проведен, в частности, в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования по современным цивилизациям, показывает, что в ценностном плане положение в Европе очень тяжелое. Положение в Европе даже хуже, скажем, в религиозном плане, в плане каких-то других несиловых вещей, чем в США.

Сможет ли Европа восстановить себя как единый цивилизационный субъект - конечно, большой вопрос. Еще Шпенглером было сказано о закате Европы. Это было воспринято несколько саркастически. «Какой закат Европы? Посмотрите на уровень их материальной жизни!» Но в действительности в плане цивилизационного пути Европа надломилась.

Читать далее

Большую часть своей истории Европа была едина  
7 октября 2009 г. в 12:27

Если посмотреть в мегаисторическом плане на территорию Европы, то большую часть истории Европа была едина. Период распада на национальные государства - это, в принципе, проект, который насчитывает несколько столетий. В начале это объединение осуществлялось в рамках Римской империи, потом, несмотря на конфедеративный характер, до 1806 года существовала Священная Римская империя германской нации.

Объединение это носило имперский характер не в плане жесткого режима, направленного сверху вниз, а как гетерогенное некое объединение, не как государство-нация, реализуемое в современном политическом контексте, а как государство-цивилизация. Собственно, империя как раз соотносилась с цивилизационной парадигмой государственного образования.

Далее возникает проект специфически европейский. Это проект гражданской нации или государства-нации. Он преследовал свои целевые установки, поскольку сталкивалась теократическая парадигма прежних империй и секулярная парадигма, которую привнесла Французская революция и Наполеон. В принципе, национальное государство использовалось на том этапе для подрыва имперской государственности как переход к новой империи. Неслучайно и Наполеон объявил себя императором. Упраздняется Священная Римская империя - образуется империя светская.

Далее этот концепт «национального государства» стал распространяться в мире как универсальный, в том числе он сейчас активно навязывается и России. Вместо традиционной формы государственного образования с различными народами и культурами, то есть «полисимфонического ансамбля», предлагается модель гражданской нации, государства-нации. К чему это может привести, показывает серия возрастающих сепаратных конфликтов.

Читать далее

В научном плане общество себя исчерпало  
30 сентября 2009 г. в 13:04
Проблема методологического тупика, к которому подошла наука, заключается в утрате цельности знания. Современная наука дробится на отдельные ниши узкой специализации. К сожалению, за горизонтами своих узких ниш специализации ученые не видят общего проблемного поля. Не видят движения вперед, что касается общественных наук, не видят какого-то системного единства и связи между этими науками.

Были проведены исследования: один из американских исследователей рассмотрел соотношение количества получаемых грантов в США с численностью американского населения и пришел к интересным выводам. Мы говорим, что мы живем в формате инновационного прорыва, научно-технического прогресса и т. д. По его показателю апогей был достигнут в конце XIX века, после этого идет спад. То есть в научном плане, в плане креативном общество себя исчерпало, и эта исчерпанность связана с определенным методологическим тупиком - утратой цельности знания.

Откуда это пошло? Была модель единого, интегрированного знания. Не было деления на отдельные познавательные ниши, не было деления знания и науки. Первое расщепление, которое видится, - это расщепление единого знания на отдельные религиозные истины. Сообразно с этими религиями возникают цивилизационные системы. Следующий этап расщепления - и отсюда генезис современных наук - был связан с теорией двух истин.

Теория двух истин заключалась в таком допущении: давайте допустим, что есть истина об этом мире, а есть истина о трансцендентном, о мире Бога, давайте второе не будем рассматривать. Первоначально это было допущение, но затем это допущение превратилось в определенную аксиому, и вся сфера трансцендентного мировоззренческого оказалась выведена за скобки современной науки.
Читать далее

Ставка делается на то, чтобы ориентировать на ценность детности  
22 сентября 2009 г. в 12:02
Предпринятый нами анализ показывает, что ставка на материальные факторы решения демографической проблемы себя не оправдывает. Поэтому предлагается концепция с учетом и материального фактора, но с опорой на идейно-духовные, цивилизационные основания. В качестве программных, нормативных мер воздействия на демографическую ситуацию в нашей работе, которую мы проводили два года назад, было разработано порядка 150 нормативно-управленческих концептов, которые предлагаются государству. Они могли бы принципиально по-иному выстроить демографическую политику в России, потому что та программа, которая выстраивается, исходит из ставки на материальные и социальные ориентиры, а мы построили четырехфакторную модель. Перечень мер, таких как закон о традиционных религиях России, поправки в закон о СМИ, поправки в закон об образовании, с нашей точки зрения, смог бы исправить демографическую ситуацию. Идея детности - это не только и не столько результат материально-социального положения, потому что материально-социальное положение определяется на ценностном уровне. Ставка делается на то, чтобы ориентировать на ценность детности, ценность продолжения рода, ценность жизни в нашей стране. Когда на ценностном уровне установится такая парадигма - и демографическая ситуация станет иной.
Читать далее

Утверждать, что развитие унифицировано, нельзя  
19 августа 2009 г. в 12:03
Буквально месяц назад в Центре проблемного анализа вышла книга «Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества» (авторы – Якунин, Багдасарян, Сулакшин, Куликов), где авторский коллектив попытался применить новые методологические инструментарии к осмыслению мегавременного исторического развития человечества. Традиционный подход, который выдвинут, давно использован и применяется в философском дискурсе, к сожалению, в практике конкретных наук остается слабо приспосабливаемым.

Определенная цивилизационная ревизия была проведена по спектру различных наук. Демография, экономика, социология, правоведение, ну и еще спектр гуманитарных наук. Полученный вывод свелся к тому, что, действительно, утверждать, что развитие унифицировано, нельзя. По различным параметрам это подтверждается, и мы дальше, придя к такой констатации, попытались осмыслить, а как, собственно, осуществляется развитие человечества. И предложили свою модель.

При этом рассмотрении было применено два масштаба – мегавременной масштаб рассмотрения истории человечества и масштаб, сопоставимый с историей цивилизации. При рассмотрении в мегавременном масштабе истории человечества были синтезированы 3 основных методологических аппарата. Это гегельянская теория диалектического развития (тезис-антитезис-синтез). Мы попытались это совместить со второй составляющей – с цивилизационным подходом. И третий подход – это подход Генона о развитии человечества по наклонной плоскости. Получилась некая модель, в которой мы выделяем несколько стадий развития: стадия традиционного общества, модернизационный период, и третья – некая развилка.

Либо модернизм трансформируется, идя по той логике, которая задана сейчас современным процессом, к гибели человечества. Либо вторая альтернатива – формируется новая стадия, которая совмещает в себе элементы традиционализма и модернизма.
Читать далее

На демографию влияет идейно-духовный фактор  
29 июля 2009 г. в 12:52

В демографии на настоящее время в качестве хрестоматийной теории существует теория демографического перехода. Суть этой теории заключается в том, что демографический процесс предопределен - в том смысле, что репродуктивность будет неизбежно падать, а продолжительность жизни - увеличиваться. Это предопределяется процессами урбанизации и улучшением материального качества жизни. Мы предложили другую объяснительную модель.

Смысл концепции заключается в том, что в теории демографического перехода правильно фиксируется общий вектор (рождаемость в мегавременном рассмотрении снижается, продолжительность жизни в целом растет), но факторные основания этого - совсем другие. Это - нематериальные факторы. Расстановка факторов в хронологической последовательности позволяет говорить, что это прежде всего факторы духовного порядка: снижение религиозности в обществе, упадок традиций. Нами была предложена математическая модель, были взяты 4 фактора для рассмотрения. Это фактор идейно-духовного состояния общества, фактор национальной идентичности, фактор качества государственного управления и фактор социально-материального положения общества.

Что получилось в итоге? Получились некие кривые, расположенные во времени. Потом мы полученные данные коррелировали с демографическими данными. Получился очень высокий уровень корреляции: на первом месте шел идейно-духовный фактор, на втором - фактор национальной идентичности, на третьем - качество государственного управления, на четвертом - материальный фактор. В рамки материального фактора включался фактор урбанизации.

Читать далее